Школа №367


Перейти к содержанию

Главное меню:


На что нужно обращать внимание абитуриенту при поступлении в вуз

• Проверить лицензию и аккредитацию вуза: www.nica.ru (национальное аккредитационное агентство в сфере образования)

Лицензия дает вузу право на ведение образовательной деятельности.

Аккредитация свидетельствует о том, что программа соответствует государственному образовательному стандарту и позволяет вузу выдавать диплом государственного образца. Внимательно проверяйте не только Лицензию и Аккредитацию, но и все приложения к ним - именно там перечислены те направления, по которым вуз имеет право осуществлять подготовку! Учащиеся негосударственных вузов имеют право на отсрочку от армии только в том случае, если они учатся на аккредитованном направлении.

• Обратить внимание на материально-техническую базу вуза (здание должно быть в собственности)
Очень важно, чтобы здание находилось у вуза в собственности - это гарантирует, что Вы будете учиться именно там, куда поступили и что Вам не придется ехать в другой конец города, если вуз внезапно решит снять другое здание. Также важно и состояние аудиторий, наличие развитой инфраструктуры, оборудования, столовой. Вы будете проводить большую часть времени в здании вуза, поэтому Вам должно быть там комфортно.

• Компетентность и доброжелательность сотрудников вуза и приемной комиссии
Приемная комиссия - это лицо вуза. На основании того, как Вас консультируют, насколько оперативно принимают документы, можно сделать вывод о работе всего административного аппарата вуза. От компетентности сотрудников приемной комиссии зависит законность и правильность оформления Ваших документов. А от дружественности администрации зависит оперативность решения ваших вопросов – получение справок, студенческих билетов, четкость расписания и качество учебного процесса.

• Награды вуза, участие в профессиональных организациях, отзывы студентов и выпускников
Лучше всего качество обучения в вузе охарактеризует успешность выпускников учебного заведения. Отзывы в интернете тоже могут дать представление о том, что происходит в стенах вуза, но нужно помнить, что если человек доволен, то он не будет писать отзыв, а вот если он чем-то неудовлетворен, то обязательно напишет, поэтому необходимо трезво оценивать информацию, полученную в интернете. Различные награды и участие в ассоциациях и организациях говорит о том, что вуз как минимум заботится о своем имидже, а как максимум действительно соответствует этим наградам и активно участвует в ассоциациях.

В 2012 году число бюджетных мест приёма в российских вузах сохранится на уровне 2011 года

"В 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне этого года, при этом доступность качественного образования должна увеличиваться", - сообщил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 6 декабря 2011 года.

На заседании коллегии была отмечена несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда, в результате в ряде случаев выпускники вузов оказываются невостребованными. Кроме того, существует проблема несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ.

"Во-первых, важно, чтобы в вузах обучались ребята, которые могут и хотят учиться, и, во-вторых, после окончания вуза они должны трудоустраиваться, быть востребованными и не чувствовать себя обманутыми", - подчеркнул А.Фурсенко.

"Представляется целесообразным в 2012 году установить контрольные цифры приёма в вузы на уровне 2011 года в объёме 490,8 тыс. человек", - отметил директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России Геннадий Шепелев. Вместе с тем, предлагается перераспределение контрольных цифр между уровнями высшего профессионального образования, увеличив контрольные цифры приёма в магистратуру. Планируется, что число бюджетных мест приёма на первый курс учреждений высшего профессионального образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста на 2012 год составит 428,6 тыс., по программам магистратуры - 62,2 тыс. бюджетных мест (на 16,4% больше, чем в 2011 году). http://mon.gov.ru/press/news/9106/

Утвержден перечень вузов, получивших право на дополнительные вступительные экзамены профильной направленности
15.12.2011

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2190-р утвержден список вузов, которым в 2012 году разрешается проводить дополнительные вступительные экзамены профильной направленности.

В перечень вошли:
- Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина (по специальности «Юриспруденция»)
- Московский государственный лингвистический университет (по специальностям «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика»)
- Российский государственный гуманитарный университет (по специальностям «Лингвистика», «Перевод и переводоведение», «Фундаментальная и прикладная лингвистика»)
- Московский педагогический государственный университет (по специальностям «Лингвистика», «Социология»)
- Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова (по специальности «Перевод и переводоведение»)
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»)

Всеобщее высшее образование отменяется! Какие вузы уцелеют?
Высших учебных заведений в России гораздо больше, чем заданий в одном варианте ЕГЭ. Вообще с заданиями ЕГЭ как-то всё проще: из года в год их число меняется лишь чуть-чуть. Зато половину российских вузов, по мнению президента, можно закрыть: даже навскидку их свыше тысячи! Тем более что эксперты прогнозируют: уже через 4 года студентов станет меньше, чем сегодня, на 30 %, такова демографическая ситуация.

Как в таком случае понять, куда поступать всё-таки можно, а куда – не стоит?

«Постепенно, без истерик, закрывать»

Сегодня диплом вуза имеет каждый третий работник, но были времена, когда лишь четверть населения могла похвастаться высшим образованием – считается, что это и был идеальный баланс. К тому же около 5% дипломированных специалистов вынуждены работать там, где их компетенция не востребована (хотя вам может казаться, что процент работающих не по специальности даже выше!)
1. Платить не потребуется. Если раньше абитуриент мог не выбрать частный вуз просто потому, что учеба там была ему не по карману, то сегодня на первый план выходят другие причины аналогичного решения. Дело в том, что платные вузы в России предлагается постепенно ликвидировать – такое мнение есть на высшем уровне, причем оно разделяется школьными учителями, консервативно поддерживающими «добрые старые» государственные вузы. Да, существует немало негосударственных высших учебных заведений, дающих качественное образование, однако эта истина не стала авторитетной настолько, чтобы уберечь молодые и интересные вузы от закрытия.

2. Бюджетное место не поможет. В государственных университетах и институтах тоже не всё гладко. Если вы рассчитываете спокойно учиться бесплатно в одном из них, то учтите, что выбранный вами вуз вполне может быстренько объединиться с пятью (а то и с десятью) другими, в результате чего количество искомых мест будет сокращено. Далеко не всем преподавателям происходящее по нраву, однако всего будет фактически ликвидировано 30% государственных вузов, хотя поглощенные вузы могут и сохранить себя как административную единицу, обретя лишь новую головную организацию.

Не столь давно объединились АНХ и РАГС (в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ); МГУТУ и РосЗИТЛП; МГУПП, Академия инноваций и университет прикладной биотехнологии. К Финансовому университету вот-вот присоединят Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Также обсуждается возможность объединения педагогического и инженерно-педагогического университетов в Нижнем Новгороде. А в Читинском университете уже сегодня объединяют студенческие группы…

У этой тенденции есть и явная положительная сторона – станет развиваться сотрудничество бывших самостоятельных вузов, а ныне частей одного вуза, в межпредметных областях. И вам будет легче проявить себя как конкурентоспособные профессионалы.
2. Осторожнее с непрофильными факультетами! Юрфаки в технических вузах закроют. И экономические факультеты – тоже! На совещании, посвященном обеспечению промышленности инженерно-техническими кадрами, президент России Дмитрий Медведев предложил запретить подготовку по непрофильным специальностям в профильных вузах – даже за деньги! В крайнем случае, такая подготовка будет минимизирована. Причина – в результате такого «непрофильного» расходования меньше средств тратится собственно на инженерное образование. Стоит заметить: не все с этим согласны. Ведь как иначе готовить экономистов и юристов, которые плотно общаются с инженерами и действительно знают специфику отрасли, где работают?

4. Учиться на инженера – это рискованно. Казалось бы, выбор технического профиля образования приветствуется на государственном уровне, что может служить настоящей охранной грамотой для юных техников. А вот и нет! Техническим вузам тоже досталось. Те из них, что будут признаны слабыми, дающими некачественную подготовку, – превратятся в учебные заведения среднего специального образования и даже профессионально-технические учебные заведения.

Сколько ограничений! А ведь дело жизни и альма-матер хочется выбирать свободно…

Что ж, можно рискнуть. И поступить в интересный вам негосударственный вуз, который «авось не тронут», пока вы студент. Или – попасть на бюджетное место государственного университета, и это место по счастливой случайности не сократят, а сам вуз не объединят ни с какими другими. Можно также несмотря ни на что попытаться отстоять свое право быть юристом или экономистом, знающим специфику инженерной отрасли. Или поступить в технический вуз любого уровня, главное – на любимую специальность, и подкрепить даваемую там подготовку самообразованием…

А если риск в ваши планы совершенно не входит?
«Вести линию на оздоровление университетов»

Если тенденция такова, что даже вполне неплохие вузы объединяются, подчиняются друг другу, закрываются, – то какие же университеты минует чаша сия?

Подсказку дал президент, в конце марта назвав критерии оценки вузов. В частности, он заявил, что качество работы российского вуза следует оценивать по числу учащихся и работающих в них иностранных студентов и преподавателей.

Другой критерий косвенно выводится из слов Медведева о том, что «в некоторые университеты просто стыдно заходить – не из-за внешней стороны, там как раз все красиво и люди современные, а непонятно, что там за образование, а ведь это наши будущие инженеры, не говоря о других специальностях». Итак, то, чем занимается вуз, должно быть «ясным и понятным» – вы приходите в учебное заведение «с улицы», и вуз должен быть к этому готов: он презентует свои образовательные услуги, предельно прозрачно излагая суть дела, четко формулируя задачи, которые он выполняет. На самом деле, умных и очень умных людей может отличать и весьма сбивчивая речь, но, если косноязычные педагоги в вузе преобладают, это ставит его существование под угрозу.

Еще один критерий – «абсолютная гармония» вуза и работодателя. Иными словами – синхронизация образовательных и профессиональных стандартов (кстати, это одна из целей работы государства с вузами. К примеру, в пользу компаний, «сочувствующих» вузам, пересматривается налоговое законодательство, а еще работодатели войдут в наблюдательные советы при каждом вузе!). Дипломированные выпускники не должны уходить «в никуда», а компаниям лучше бы серьезнее сотрудничать с вузами – это может спасти последние от закрытия. Однако если вы склонны к занятиям чистой наукой, возможно, этим критерием стоит пренебречь? Решайте, что вам дороже: спокойно доучиться либо не зависеть от политики компаний в выборе научной специализации…

Где находится вуз? Это очень важно! Причем необязательно, чтобы учебное заведение было столичным. Дело в том, что грядет разрешение регионам формировать госзаказ вузам на подготовку необходимых им специалистов. Вероятно, что на местах предпочтут работать, соответственно, с местными вузами, так что следите за ситуацией на малой родине – и не рвитесь штурмовать непременно университеты Москвы.

Итак, вуз должен быть уместным во времени и пространстве – тогда ему ничего плохого не грозит, и вы смело можете подавать туда документы! А чтобы поступить уж совсем наверняка, выбирайте ведущие вузы: именно им будет обеспечена государственная поддержка.

Однако конкурс там выше – и поступить туда сложнее.

Татьяна Карпеченко Источник: www.edunews.ru

Новое в правилах поступления 2011
1.Абитуриенты имеют право подавать заявления только в пять вузов по три направления в каждом.
2.Не нужно заверять копии документов и прикладывать свидетельства по ЕГЭ. Достаточно набранные баллы указать в заявлении.
3.Не нужно сдавать свои фото. Их потребуют только после зачисления.
4.Документы для поступления можно отправлять по электронной почте.
5.Всем участникам ЕГЭ и вступительных экзаменов в высшие и средние учебные заведения ЗАПРЕЩЕНО иметь при себе «средства связи и электронно-вычислительную технику». Это и мобильные телефоны, и калькуляторы (кроме случаев, когда они разрешены правилами). Запрет касается также участников школьных олимпиад.
6.Изменились правила поступления для «золотых» и «серебрянных» медалистов.
7.Приемная комиссия обязана в течение суток вернуть документы зачисленным в первую волну.
8.Победители олимпиад и льготные категории абитуриентов сохранят право на поступление в вузы без вступительных испытаний, но смогут воспользоваться этим правом только в одном вузе.